кирпич (kirpits) wrote,
кирпич
kirpits

Categories:

Генштаб Российской Империи об эстонском народе (1852 год)

Оригинал взят у igor_golovin в Генштаб Российской Империи об эстонском народе (1852 год)
«Эстляндская губерния» Военно-статистическое обозрение Российской Губернии. Издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального Штаба, 1852 год.

Отрывок из документального источника (сохранена стилистика и пунктуация) - страница 194, 195, 196:

«Народонаселение (Эстляндской – прим.) губернии составляется из четырёх главных племён: Чухон или Эстов, Немцев, Русских и Шведов. Сверх сего встречаются, разбросано в городах, преимущественнно в Ревеле и в уездах: Поляки, Татары, Евреи и иностранцы разных наций.


Коренное и до сих пор самое многочисленное племя народонаселения Эстляндии составляют Эсты или Чухны, ветвь малочисленного, но далеко распространённого Чудского или Финского племени, населяющего весь север Европейской и Азиатской России, от границ Китая до Балтийского моря. Из 13 или 15 ветвей финского племени, сохранивших народный тип свой, - Эсты составляют самую многочисленную ветвь после Финнов, населяющих собственную Финдяндию и С. Петербургскую губернию. Число их в обеих губерниях, Лифляндской и Эстляндской простирается до 595 000, из коих более 255 000 населяют Эстляндию и остров Даго.

Названия, данные сему народу – Эсты, Чухны, ему самому незнакомы. В древности, когда страна и самый народ были почти неизвестны остальному миру, их называли Меланхленами, по тёмной одежде, подобно тому, как и по ныне соседи Чухон, Латыши, их называют чёрнокафтанниками (Mellefwarki). Название это в последствии уступило место другому; уже в XI и XII столетиях встречается наименование Эстов, (Aestii), которое производят различным образом; оно усвоилось у Немцев, завоевавших край, для обозначения туземцев, хотя им самим осталось чуждым; Чухны Эстляндской и Лифляндской губерний называют себя туземным народом maa-rahwas (народ земли – И.Г.), обозначая страну, в которой обитают, названием meie-maa. – наша земля; вероятно и во время завоевания балтийского края немецкими рыцарями, туземцы финского происхождения не имели другого названия…

…В эпоху водворения в прибалтийском крае немецких рыцарей, Эсты уже не были народом совершенно диким; они занимались скотоводством, звероловством рыбною ловлею и преимущественно земледелием; народонаселение края жило в селениях и деревнях (Латыши, как и по ныне в отдельных дворах) составлявших округа (Kihelkond) под начальством старшины (Wanneme). Жилища старшин окружались земляным валом, и служили сборным пунктом для населения округа, в случае угрожавшей опасности или войны. Остатки подобных укреплений существуют и по ныне в 50 различных местах. Эсты сами изготовляли себе оружие, железные плуги и разную другую утварь; строили, не без искусства, корабли, на которых производили торговлю с соседними Норманнами, от которых они покупали соль и грубое сукно, называемое Вадмаль; морским разбойничеством и смелым удальством на море славились в особенности островитяне Даго и Эзеля. Торговля произведениями земли производилась и с Новгородом и со Псковом. Зажиточность тогдашнего народонаселения доказывается богатыми добычами Немцев при первых их набегах на эту страну. Так на прим. в 1209 году жители Риги, во время трех-дневного набега, забрали у окрестных жителей более 4 000 штук рогатого скота и, несколько позже, в 1223 году – 2 000 лошадей. Монеты из драгоценных металлов были в ходу; в 1209 году туземцы, за снятие осады с замка Оден (в Дерптском уезде), заплатили Русским, осаждавшим их, 1000 и в 1210 году, при замке Варболе (в Везенбергском уезде), им же 1750 руб. серебром. Около Дерпта, Оберпалена и других мест по сию пору находят англо-саксонские и арабские монеты IX века. Не без основания можно принять, что Эсты XII века не многим уступали по образованию соседям своим: Норманнам, Славянам и Литовцам; но в то время, когда у сих народов уже образовались зародыши будущих государств и утвердилось монархическое управление, необузданное своеволие Эстов и наклонность к личной независимости каждого, не допускало централизации власти в одном лице; обстоятельство это сделалось причиною гибели народа; представляя одно целое только по языку, нравам и происхождению, но не соединённые верховной властию, Эсты сделались лёгкой добычей окружавших их соседей и водворившихся в их земли немецких рыцарей. Лёгкую подать, которую Эсты платили Русским, (мягкую рухлядь, воск, мед и деньги) заменило более тягостное иго, которому, привыкшие к неограниченной свободе, туземцы повиновались неохотно и по необходимости. Общие восстания всего народа в 1221 и 1343 годах, оканчивались, после ужаснейшего кровопролития, совершённым покорением страны, ненавистным для её жителей иноземцах, Саксам (в современном эстонском языке слово «saks» означает помещик, господин, человек, принадлежащий к высшей элите, хозяин – И.Г.), название которым до сих пор Эсты называют своих покорителей. Отчаянная храбрость, при разъединённых силах народа и слабыя их укрепления не могли устоять против железных рыцарей. В течение XIII века, Русские во время своего владычества в этой стране, имели только два укреплённых пункта: крепость Юрьев и замок Кукенойс. При рыцарях, Эстляндия и Лифляндия покрылась крепкими замками и начатками городов, построенных большею частию руками туземцев; с рыцарями водворилась в крае и христианская религия, с рыцарскими замками – монастыри. Рыцарям и монастырям туземцы платили известные подати, или десятину (вопреки мнению некоторых недобросовестных историков, десятина берёт своё начало из дохристианской – ветхозаветной традиции – И.Г.), и в чрезвычайных случаях несли, неопределённую впрочем, барщину. Замки представляли собой как бы малые княжеские дворы и обитатели их содержались не собственным трудом, но платимою туземцами данью».

Скачать отсканированную копию книги (502 страницы, 109 Мb) можно здесь.


Capture1




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments